ГлавнаяЛирикаФилософские ⇒ Из цикла "Путеводная скрижаль или всё те же не простые прописные истины" (глава 3)

Из цикла "Путеводная скрижаль или всё те же не простые прописные истины" (глава 3)

Из цикла "Путеводная скрижаль или всё те же не простые прописные истины" (глава 3)
Нет, свят не тот, 
кому до тягостного бремени людского дела нет, –
таков ханжа или святоша. –

Чем выше горная вершина
прободает облака,
тем тяжелее многократно её ноша!


***
Среди чувствительных вопросов
«из себя что представляет человек?» –
наисущественный, и, знать,

лишь без ответа на который
человеку в самом деле
в жизни счастья, ни покоя не видать!


***
Работа ради личной выгоды,
в которой ни души,
ни капли жертвенности нет,

как на неё ни налегай,
всегда окажется в итоге
самому себе во вред.


***
Для этой жизни
даже будучи рождённым,
видно, каждый ещё должен осознать:

и вправду бодрствует ли он
или душою, как младенец,
продолжает ещё спать.


***
Жизнь так устроена, что в ней
язык, искусство ли, наука ли – ничто
не пребывает в неизменности;

и вера старая содержит
элементы новизны,
уже, как минимум, в контексте современности.


***
На свет рождается тогда
вовсе чудовищная вера,
хоть без глаз, но с телом тучным,

когда бывают в головах людей
невольно скрещены
религиозный миф с научным!


***
Плоды досужего ума
иной раз в нашу жизнь привходят
частью миропонимания,

и человеческие сказки
наделяют люди статусом
«священного писания».


***
Не зря штормит и возмущается
сам жизни океан,
коль в человеческих умах царит разруха.

Тем паче гибельным восстанием
неистовых стихий
грозит смятенье человеческого духа!


***
Мир так устроен,
что меж двух его извечных полюсов
альтернативы третьей нету,

а потому идёт от тьмы
всё создающее преграду
на пути, ведущем к Свету.


***
Высота и бодрость духа –
стража действенная та,
что не дано увидеть никому воочью,

но во бдительности чуткой
неусыпно утверждается при этом
под луною днём и ночью.


***
Не стоит гнать, как и преследовать
своих клеветников,
коих немало в этом мире,

уже хотя бы для того,
чтоб клевете их не давать
распространяться ещё шире.


***
Годам недолгим жизни этой ли
страдальческой земной,
далёкой столь от совершенства,

ещё, как знать, не суждено ли
обернуться для души
веками райского блаженства?!


***
Что тот безумец, человек любой
рискует быть отвергнутым
землёй и небесами,

коль почему-либо добро и зло
в его мировоззрении
меняются местами.


***
Когда ты добр, тогда не страшно,
даже если люди злые тебя
всюду окружают,

ведь и с больными, как известно,
тоже возятся врачи,
однако ж, не заболевают.


***
Нельзя бывает Богу храм
воздвигнуть в собственной душе,
нет никаких сомнений здесь,

даже при всём своём желанье,
лишь усилиями мышц
и как из кожи мы не лезь!


***
Должно быть, это неспроста,
что, несмотря даже, казалось бы,
на собственную призрачность
и нематериальность,

иная пылкая мечта
для нас бывает убедительней ещё
и осязаемее,
чем сама реальность!


***
У человека молчаливого,
как правило, всяк выведать
спешит его секрет,

а до пустого
и страдающего празднословьем
вовсе никому и дела нет.


***
Как от рождения уже
присуще всякому из нас
автоматическое ровное дыхание,

так и умение иное обретённое
подчас
у нас, увы, опережает понимание!


***
Не обладая ещё
истинным достоинством вполне,
будь он талантлив и умел,

едва ли, право, стоит
браться человеку
за какое-либо из почётных дел.


***
Земная слава, но при этом
не лишённая заносчивости,
также и тщеславия,

как учит опыт, очень скоро уже
может оказаться
в одном шаге от бесславия.


***
По-настоящему желать –
и то не надо ли, как минимум,
сперва ещё уметь? –

Как говорится совершенно справедливо,
тот всё может,
кто умеет лишь хотеть!


***
По существу, ступени духа – человека лишь они
ведут по лестнице миров
всё выше, круче, неуклонней…

И не они ль, в конечном счёте, задают
шкалу всех прочих человеческих отличий
во всём их диапазоне?


***
Как в небо – сизых голубей,
свои, хоть грустные, хоть радостные чувства
хорошо б уметь на волю отпускать,

чтоб не привязывать к ним мыслей…
и чтоб вечной новизны и праздника текущей жизни
ощущенья не терять!


***
Поистине, владение своими чувствами,
как запах роз, отрадно,
ароматнейшего ль мёда вкус во рту;

и лишь оно-то посреди однообразья
скучных будней
позволяет неизменно сохранять их остроту.


***
Не всяк ли призван человек мудро лелеять и беречь
благие корни, ствол и ветви
жизни царственного древа?

И ты уж тем поможешь
упроченью мира и добра,
хотя б всего лишь избегая раздражения и гнева.


***
Хоть под какою формой
та же всеобъемлющая Истина ни прижилась у нас
и ни проникла бы в сознания,

а, представляется, существенным, определяющим
всё ж будет фактор
правильного Оной понимания.


***
Хоть мудрость предков и стара
и заглушаема порой
разноголосицею всевозможных
современных толкований, мнений,

но и при этом
неизменно остаётся частью совести
текущих поколений.


***
Дум, грёз плодами вдохновенных
украшать унылый мир –
разве не в этом назначение таланта человека?..

Диктует вкусы пусть ему свои толпа,
однако ж, к счастью, не она
определяет облик настоящий века!


***
Всего лишь правильное, ясное одно
причин их истинных
и смысла понимание,

можно сказать наверняка,
даст человеку силу выдержать
любые испытания.


***
Бывают, право, пустяки,
пути широкому, однако,
устанавливающие свой предел;

иные сущие же мелочи,
случается, являют преткновение
даже великих дел!


***
В жизни самое значительное
из её событий
самой яркой вехой на её пути

ожидать вас терпеливо –
забывать о чём не стоит! –
всегда может ещё где-то впереди.


***
Быть может в мыслях полный хаос,
оттого во всех и планах и делах –
царить смятенье и разруха, –

что лишь ещё раз подтверждает:
дисциплина мысли есть искомый ключ
к свободе творческого духа.


***
За всякой вещью, даже сделанною
нашими казалось бы руками
от начала до конца,

в конце концов, разве не прячется всё та же
Мысль живая, многоликая
Предвечного Творца?


***
Возможно многого достичь,
хотя б и цели самой труднодостижимой,
безо всякого сомнения,

когда лишь волю всю суметь,
словно на кончике иглы, на острие
сосредоточить устремления.


***
На Круге Вечной Эволюции
духовному подъёму отвечает
дум высокое стремление,

сквозь гущи терний бесконечному пути ли –
не такое же ли точно
бесконечное терпение?!


***
Таков закон: в себе однажды разделённое,
касательно хоть сложных…
хоть обыденных вещей,

к единству прежнему, однако же,
не может быть уже возвращено
простым сложением частей.


***
Как можно бы предположить,
во вдохновенных древних мифах и легендах,
с их фантазией богатой
и особой красотою,

к нам историческая правда
каждый раз обращена
своей духовной стороною.


***
При посещении какой-то важной мысли
от себя её в пространство
без боязни отпусти,

иль положи её лишь бережно на сердце –
и она уж поневоле
станет крепнуть и расти!


***
Из одного лишь отвращения
к чему-то своего
мы иногда уже испытываем муки…

И взор собою затмевающая
ненависть к врагу
уж поневоле отдаёт вас ему в руки.


***
Всё лишь быстрее и быстрей
вперёд недаром жизнь стремится…
Потому-то и нельзя не понимать,

недооценивать того,
что никогда она же от неё отставшего
не станет ожидать!


***
В житейских смутах невзначай
утратив друга своего,
ищи себе иного верного товарища. –

Остывшей дружбы не вернуть,
с тем не поделать ничего:
огню уже не полыхать среди пожарища!


***
Как таковые недостатки,
даже собственные наши,
обладают, к сожалению,

известной склонностью к широкому,
сродни эпидемическому,
их распространению.


***
Всё же существенно не то,
какое мненье
о тебе имеют люди здесь и там,

но то, что думаешь о них,
равно насколько верно ты
себя оцениваешь сам.


***
Незлого нрава человек,
к тому же в степени достаточной
владеющий собою,

как представляется оно,
ввек не склонится перед волею
недоброю чужою.


***
Не падай духом никогда,
не опускаясь до уныния…
И ещё, может быть,

все немощи свои и слабости
в итоге ты сумеешь
в его силу обратить!


***
Что ни являла бы собой она,
реальность пребывает
в постоянном изменении,

притом ещё, как объективно,
так и в нашем
поневоле субъективном представлении…


***
Иль не тому, кто ищет истину
не в книгах да чужих речах,
а в самой гуще дней ему отпущенных земных,
хвала Творцу,

предоставляется возможность
в этом мире повстречаться с ней
ещё лицом к лицу?!


***
Всегда лишь будь самим собой,
стараясь в малом и большом
ни в чём себе не изменять,

коль в самом деле меж людьми
по меньшей мере что-то хочешь
из себя ты представлять.


***
Самообман
едва ль не самый роковой, увы, так думать
и себе воображать,

что в жизни этой нечто малое, большое ли,
нам может
счастье истинное дать!


***
Судьбу испытывать не следует,
тем самым лишний раз
чтобы её не искушать;

ни много требовать от жизни,
чтоб, не зная недовольства ею,
в ней не унывать…


***
Что в жизни сделать тяжелей,
но неотложнее всего,
и что на самом деле в ней важнее важного,

так это именно, пожалуй, отделить суметь
лишь важное действительно в ней
от всего неважного.


***
Что наступивший день, что будущий –
не в наших ли руках?
Так для чего ж нам на судьбу-то всё кивать,
да ей пенять?..

Всяк человек, что тот портной,
не самого ль себя кроит –
когда не нового,
так починяет ветхого опять?


***
Как ты к тому ни относись:
по-философски ли и против не имея ничего,
иль, может быть, наоборот, –

однако, что ни говори,
едва ль не в жажде обладания
имеем мы залог движенья общего вперёд.


***
Жизнь – без начала и конца!
И всё ж ничто не ново в ней… Но могут вдруг
принять как будто новый лик земля и небо,
свет и тень…

Так, иногда,
при осознании лишь более глубоком её смысла,
откровению становится подобен
каждый день!


***
Не секрет, что где-то там,
в глубинах нашего сознанья,
пребывают нераздельно миг и вечность…

С высоты же его духа человеку
не дано ль, не убоявшись,
заглянуть и в Бесконечность?!


***
Сколь он ни мал,
к вокруг него везде простёртому
безбрежному пространству
человек имеет всё-таки прямое отношение.

Иль не с Пространством беспредельным
в той же мере
соотносится и всякое возможное
Великое Служение?


***
Невольно, прямо или косвенно,
а в мире этом всё соприкасается со всем –
в единстве нераздельном – сущим.

Так, мысль и славные деянья исторических эпох
связать вполне уместно будет
с той же думой о грядущем.


***
Вовеки будучи незыблемы и гармонично строги,
не имеющие формы,
как Основа всех основ,

Законы Космоса, Они ж –
Законы Вечной Эволюции,
недаром невместимы для мятущихся умов.


***
Поступательное, мерное
движенье и развитие –
закон не общий ли для всего сущего?

В этом смысле, день текущий
тем не кажется ль важней,
что отделяет день вчерашний от грядущего?!


***
Определённо можно вынесть для души немалый прок
от посылаемых скорбей,
и от лишений, и борьбы…

Как, в самом деле, не признать
в её ударах непрестанных
лишь одно из проявлений той же щедрости судьбы?


***
Не это ль труд
неблагодарный, бесполезный самый,
если не безумье уже сущее –

на своих недругов, судьбу ли
груз обид и бед минувших
за собой тащить в грядущее?


***
Во всех свершеньях иль не будет
ближе всех к успеху
следующий правилу вернейшему,

переходя поочерёдно
от простейшего – к простому…
через трудное – к труднейшему?


***
Наверняка и звёздный Космос над собой,
сродни тому,
как неподвижный диск Луны,

посредством лишь телесных глаз
с Земли мы видим
лишь с одной Его какой-то стороны.


***
В стремлении
к заветной цели чаще думай
на обрывистом ли склоне,
на крутых ли виражах,

чем ещё можешь поступиться
ради сбереженья сил
и ради лёгкости в ногах.


***
«Мысль изречённая есть ложь» –
пусть это всякому уже
давно известно и не ново,

иметь то следует ввиду:
тем опрометчивей любое
необдуманное слово!


***
Когда согласье и любовь сердец
пред вызовами грозными
есть общий их доспех, –

должно быть, в праведном бою
наверняка тогда и ненависть
одна в сердцах у всех!


***
Склониться милостиво к вам
судьбу не стоит умолять
иль чтоб она скорей открылась,

ведь всё и так в её руках –
все тайны неба и земли…
и чтó бы с нами ни случилось!


***
Большая разница есть между
красотою и красивостью,
служить или выслуживаться,

одно – невольно слышать ложь
из чьих-то нечестивых уст,
совсем другое – к ней прислушиваться…


***
По существу, и революция
в бесчисленных умах
сродни быть может по трагизму

иль по масштабным переменам,
совершающимся в жизни,
мировому катаклизму.


***
Иного лука с тетивы тугой,
кто знает, сколько жалящих
слететь могло бы стрел?..

Нередко мысль одну источником
имеют сотни новых мыслей
и достойных дел!


***
Быть может прямо, или косвенно,
удар стихия гневная
всегда обрушит свой

в конечном счёте не на тех ли,
кто нарушил безрассудно
её собственный покой?


***
Нет, в мире этом, как и том,
на основанье только слов, –
одно и можно лишь сказать, –

ничто не может быть построено,
хоть сколько-нибудь долго
не способно устоять.


***
В дороге к Богу человека –
вековечной той дороге,
магистральной, столбовой, –

пожалуй, сколько б ни пройти,
всё же нельзя прежде не встретиться
ему… с самим собой!


***
При обстоятельствах любых,
когда не с лёгкостью большою,
так с усердьем терпеливым,

кто мудрый, в жизни упражняется
в искусстве оставаться
безмятежным и… счастливым!


***
Коль предначертанный нам путь
впрямь пролегает в нас самих же
(что на истину похоже!),

то и препятствия на оном,
всевозможные, не там же ли
нас ожидают тоже?


***
Увы, природа и характер
дел поистине великих
и возвышенных идей

не согласуется, как правило,
с усвоенными в буднях их
привычками людей!


***
О ней понятья не имея,
верить в Истину не кажется ли
несколько нелепо? –

а уж тем более, пожалуй,
это, если в неё верить
догматически и слепо.


***
При всей бесстрастности своей,
судьба презрительна бывает и неласкова
к безликому ничтожеству;

Господь, судящий нас по совести,
единственно не знает снисхождения
к духовному убожеству.


***
Слова сродни жужжанью ос
или сухому стрекотанию
безжалостной картечи,

при собственном употреблении
не служащие ласковой
и лишь правдивой речи.


***
Подобна гейзера струе,
бывает вера в нас слепой,
при этом сильной и горячей;

однако всё же,
чтобы в полной мере искреннею быть,
ей должно оставаться зрячей.


***
Огонь поистине один
лица и рук не опаляет
и не знает истощения –

что зажигается
и в гущу человеческую вносится
во имя просвещения!


***
И для того, чтоб отобрать
тебе лишь нужное действительно среди
всего имеющегося
вещей различных изобилия,

пожалуй откровенно следует признать,
необходимо приложить порой
ещё-таки немалые терпенье и усилия!


***
Задумай ли
воздвигнуть новый дом иль храм,
ввысь, как ракета ль, оставляя под собою облака,
мечтой творящею вонзиться –

а всё же, так или иначе,
прежде надо будет в землю,
потрудившись, углубиться!


***
Отнюдь не тот герой, чьё имя
на слуху у всех,
кто чествуем и славим постоянно –

а тот, безвестный может быть,
что помнит, думает о подвиге
и в буднях неустанно!


***
Сказать по правде, так от нас
и своенравная удача
часто требует всего-то

к себе внимания,
да к этому в придачу –
только смелого и верного расчёта.


***
Двуногому без Бога жить на свете,
в сущности, не то же ли
(со мной охотно, думаю, едва ль
не согласитесь всё же вы)

совсем почти, что истукану –
без души или без сердца,
если не без головы.


***
Сомнений нет, когда окажется
способен человек
зло победить в себе самом,

то и судьба, в конце концов,
сполна сторицею за это
воздаёт ему добром!


***
Пусть, без какого-либо отзвука,
иных, опередивших время мыслей семена
сегодня сеются в глухую почву вами,

зато, как следует рассчитывать,
их будущая жатва
продолжается веками!


***
Известно, что, в конце концов,
бывает легче сшить
из чистой ткани новую рубаху,

чем отстирать от тёмных пятен
продолжительное время
облекавшую неряху.


***
Любая мысль
так и останется малейшего
значенья лишена,
никем, по сути, не замечена,

сродни не сбывшейся мечте,
пока не будет взятой в дело…
и не станет опредмечена.


***
За счастьем гнаться ль, за удачей
столь же глупо и наивно,
в этой жизни понял я,

как за коварным миражом,
как мчаться хоть в какую сторону
от самого себя!


***
«Быть иль не быть?»,
жить иль за правду, может, голову сложить,
глухим к лукавым голосам? –

из тех вопросов, на который
для себя в урочный час
ответить каждый должен сам!


***
Едва ли жизнь возможно было б
человеку получить,
при всей её же скоротечности,

своей душой
иль хоть единственною клеточкой
не будучи причастным к её вечности!


***
Сколь бы желан и сколь велик
Свет ни был Истины живой,
а всё же следует признать:

что пред лицом кромешной тьмы,
что в ярком свете –
человеку ещё нужно устоять!


***
Словно собственных же крыльев
тотчас же мечта лишается,
что к небесам взмывала

за мгновенье перед этим
птицей вольной…
при внесенье в неё личного начала.


***
Ум мятущийся и гордый
всего более препятствует,
мешает пониманию…

Припадающие слухом
к зовам Истинного Мира
научаются молчанию.


***
Из себя и в самом деле
чтобы что-то представлять,
вполне достаточно порою

оставаться лишь при всех
пугающих гримасах жизни
до последнего собою.


***
Свет Вечной Истины таков,
что различим вполне бывает,
если следовать за Ним,

даже с закрытыми глазами,
и бредущему в потёмках,
и рождённому слепым…


***
Понимая жизнь как школу,
можно с этим не страшиться
никакой своей оплошности;

с прилежаньем должным к ней
не разрешаются ли проще
и все жизненные сложности?


***
Раздающие советы всем легко,
и таковых
не так уж мало между нами,

неслучайно остаются все,
как правило, ни с чем
и не у дел в итоге сами!
Добавлено: 12:29 28.02.2015