Обращение к поэтам и неравнодушным
Автор: Возрождение поэзии
Поэты, те, кто себя таковыми считают,
кто занимается поэзией, живёт ей,
верит в неё и понимает её безусловную важность
— вам не стыдно?
Вам не стыдно за сегодняшнее своё положение, за положение поэзии, в котором она оказалась в наше мутное, пустое, грязное время? Поэзия стала красивым, но совершенно несерьёзным, далёким от так называемой реальной жизни словом. Стихи стали в лучшем случае украшением, или усладой в минуты досуга, наравне с чаем и конфетами. Разве это нормально? Разве хорошие, настоящие стихи — это просто развлечение, досуг, отвлечённые мысли, далёкие от жизни? Нет! Настоящие стихи — это и есть сама жизнь, в них жизни больше, чем в любом другом явлении нашей жизни.
И почему наша жизнь стала такой? Почему столько жалоб на бездушие, бессмысленность, поверхностность, никчёмность? Откуда столько фальши? И почему эта фальшь не исчезает? Напротив, с каждым годом её становится всё больше. Почему так происходит? Где дворники, которые должны вымести весь этот мусор? Где брандспойты, которые мощной струёй очистят нашу культуру от пошлости, безвкусицы, жалкой поденщины? Кто должен вернуть людям подлинное искусство? Кто способен показать, что на самом деле искусство значит, какую созидающую силу оно имеет, какое влияние оказывает на людей, на их души, на всю их жизнь? Кто те люди, кто должен возвращать в наше жизнь настоящее, чтобы и сама жизнь была настоящей, стала похожа на жизнь, а не на такую же подделку, суррогат, которым приходится довольствоваться в наше время за неимением лучшего?
Эти люди — мы, поэты. И наша поэзия. Настоящая, всеочищающая и вечно живая поэзия, живое слово, живая мысль, вдыхающая жизнь в каждого, кто готов к этому, кому хочется быть настоящим.
Сейчас поэзия в нашей стране выглядит мало кому нужной. Я знаю, многие из тех, кто пишет стихи, ждёт, когда ситуация изменится. Я сам этого жду. Но пора понять, что такую ситуацию нужно не ждать, а создавать. Не нужно ждать, когда поэзия станет нужной, когда она возродиться. Её нужно возрождать, и делать это в первую очередь должны мы, поэты.
Хватит сидеть в интернете, хватит обманывать себя ощущением того, что вы пишите, а вас читают. Это иллюзия. Пока вы не видите публику, а публика не видит вас, не чувствует непосредственно силу вашей поэзии, никому ни вы, ни ваши стихи не нужны. Поэзии в первую очередь нужен слушатель, а уже потом читатель. Поэту нужна публика, он должен уметь и любить читать, стараться своим голосом, своей страстью, всем своим существом передавать свою лирику, свою убеждённость, свою веру другим. Тогда у стихов есть шанс обрести жизнь в душах людей.
Почему поэзия должна и будет возрождаться, приобретать всё большее значение?
Чтобы это стало очевидным, поговорим о том, частью чего поэзия является — о культуре в целом. Что такое культура? Есть множество определений.
Кроме прочего, можно сказать, что культура — это постоянно реализующийся приспособительный потенциал человеческого вида. Это то, в чём наша, человеческая биология находит своё воплощение, через что она закрепляется в окружающей среде и продолжает своё существование.
Искусство — важнейшая часть культуры . Именно через искусство человеческое общество получает природные импульсы, импульсы своей биологии, которые, воздействуя сначала на человеческие чувства, а затем и мышление, постоянно обновляют общественные структуры, буквально впрыскивают жизнь в человеческую среду, благодаря чему она остаётся живой. Без этих природных импульсов, поступающих через искусство, человеческая среда становится костной, неподвижной, мертвой. А люди в такой среде становятся несчастными, видя всё больший разрыв между своими внутренними ощущениями, и тем, что происходит в действительности. Именно искусство демонстрирует это несоответствие, через демонстрацию чистой, природной силы и красоты выявляя фальшь. А обнаруженная фальшь не существует долго, она обречена. Социальные изменения, которые меняют общество, затем становятся только вопросом времени.
Искусство — не просто красивые слова, изображения или звуки, не просто услада для наших чувств. И это не нечто далекое от реальности, от тягот и забот нашей жизни. Считать искусство чем—то оторванным, далеким от настоящей жизни — огромная, может быть, самая большая ошибка, которую только может допустить человек. Настоящее искусство не только не оторвано от жизни — оно и есть сама жизнь. Это то, что прямо и непосредственно оказывает влияние на всю нашу человеческую действительность. Искусство можно назвать мостиком между нашей природной сущностью, и социальными структурами, которые образует наша жизнедеятельность. Через этот мостик движется природная, живая энергия, которая преобразует всю нашу человеческую действительность. Если музыка пробуждает душу, то поэзия связывает ее с реальностью, становясь языковым, понятийным мостиком, и даёт душе закрепиться в реальности, начать видеть его природно, чисто и открыто. Далее уже идёт философия и художественная литература. А оттуда — мысли о переустройстве жизни, и действия, на это направленные. Так природные силы проходят сквозь общество и обновляют его.
Благодаря искусству живо наше общество, живы наши сердца, умы, живы мы, люди.
Если же искусство в обществе становится не более, чем украшением досуга, если искусство не будоражит умы, не заставляет думать, а затем и действовать, значит, это общество уже стало костным, природные силы не движутся сквозь него, не обновляют его. Общество, в котором искусство находится в упадке, становится нежизнеспособным. Но за само искусство переживать не следует. Искусство, как и сама жизнь, никогда не исчезнет, не пропадёт, не окажется погребенным под нагромождением омертвевших корост человеческой природы.
Искусство — это поток жизни в человеческой культуре. И чем дольше этот поток сдерживается, чем дольше искусство находится в упадке, чем дольше его не видно, не слышно, не заметно, тем мощнее будет его возрождение. А вместе с ним и возрождение всего общества, всей культуры.
Любой вид искусства прекрасен и является реализацией человеком лучшего в его природе.
Но именно поэзию можно считать особенно важным искусством, по той причине, что именно она оказывает наибольшее влияние на наше мышление, а значит, и на наши действия, на нашу действительность. Поэзия — это мыслеформы, запечатлённые в слова, а наше мышление также строится на основе слов, состоит из них. Поэт работает с тем же материалом, из которого строится вся наша человеческая действительность.
Замечали ли вы, что текст в понравившейся песне на иностранном языке часто оказывается хуже, чем вы себе представляли, слушая эту песню и не зная слов? Почему так происходит? Почему текст часто оказывается менее впечатляющим, нежели музыка? Оттого ли, что поэзия менее красива, прекрасна, просто слабее как искусство, чем музыка? Конечно же нет. Но перед поэзией стоит более сложная задача, нежели перед музыкой. Музыка — это чистая гармония, и ей не нужно ничего доказывать, это красота в чистом виде. А поэзия существует в среде языка, в той среде, в которой существуем мы сами, наше мышление, вся наша действительность. И поэзия должна быть сильной настолько, чтобы эта среда не раздавила её, не сделала ничтожной, жалкой. Настоящая поэзия, напротив, неизменно оказывается сильнее этой среды, и меняет, преобразовывает, оживляет её.
Ахматова как—то обронила: «Подумайте, в самом деле: ведь поэт работает теми же словами, какими люди зовут друг друга чай пить». Поэты работают с материалом человеческой действительности, и конечный продукт должен быть жизнеспособнее любых смысловых форм, которые уже созданы из этого материала. Только в этом случае поэзия становится проводником природной красоты и силы и воздействует на наши умы и чувства.
Слова в стихах должны быть более настоящими, чем любые другие слова, где угодно ещё. Только тогда поэзия становится той природной силой, которая способна менять нас и нашу действительность, обновлять её, помогая ей оставаться жизнеспособной. Подлинная поэзия сильнее и прекраснее прозы человеческой жизни, именно потому, что она и есть подлинная жизнь.
Главное, что есть у цивилизованного человека — это язык. Развивая язык, своё владение им, человек повышает свой собственный уровень развития и уровень развития своей культуры, и в конечном счёте – её жизнеспособность. И поэзии в этом процессе принадлежит особая роль. Именно поэты живут языком, творят им и обогащают его, поддерживают в нём жизнь. И именно через поэзию наши чувства находят связь с нашими мыслями.
Искусство играет огромную роль в нашей жизни.
Можно сказать так: музыка пробуждает нашу душу, взывает её к жизни. Поэзия связывает её с реальностью, становясь языковым, понятийным мостиком между нашей природой и действительностью. Речь, конечно же, о хорошей поэзии, и именно такой она должна быть. Далее уже идёт философия и художественная литература. А оттуда — мысли о переустройстве жизни. Так природные силы проходят сквозь общество и обновляют его.
Ныне российская культура находится в придавленном, угасшем состоянии, в состоянии сна. Метания русского народа продолжаются. В головах неразбериха, ориентиры утеряны, ценности то выбрасываются на помойку, то возвращаются обратно и лобызаются с ещё большей истовостью. Все эти религиозные, идеологические, мировоззренческие метания не идут на пользу самосознанию русского народа, и русской культуре. Влияние культуры падает. Это приводит к росту националистических настроений в отдельных регионах, народы, населяющие Россию, видя, что происходит с русскими, с их культурой, не желают иметь дело с этим безобразием, и начинают усиливать собственную культуру, отдаляясь от культуры русской, российской, государствоообразующей. Русская культура стала попросту непривлекательной, отталкивающей своим непостоянством, непоследовательностью и непредсказуемостью. А ведь не военная сила, и даже не экономические вливания позволяли России расширять границы своего влияния, а именно её культурная мощь — это и язык, и искусство, и религия, и ясная, продуманная политическая система. А что сейчас? Сейчас духовная основа России настолько слаба, что ей требуется защита в виде странных законов и агрессивно настроенных людей, весь смысл жизни которых заключается в поиске врагов, реальных, мнимых ли. Это лишь демонстрирует, в каком плачевном состоянии находится сегодня российская культура, как она уязвима. И непривлекательна. А у страны с непривлекательной, неживой, затхлой культурой, состоящей из разнородных обломков предыдущих мировоззренческих систем, и нуждающейся в столь сомнительной защите, будущее не выглядит оптимистично.
Это ненормально. Культура такой огромной страны, с такой великой историей просто не может продолжать оставаться в подобном состоянии. И никакая декларативная, пропагандистская, запретительная или любая другая деятельность не заменит подлинного возрождения культуры, а вместе с ней и страны в целом. Для того, чтобы такое возрождение начало происходить, в культуру необходимо вливание свежих, мощных сил. Что это за силы? Откуда им взяться? Через искусство. И поскольку в России традиционно была сильная именно поэзия — через неё. Поскольку именно через ощущение прекрасного, настоящего, подлинного в человеке начинают происходить изменения. В первую очередь смягчаются взгляды, они становятся менее радикальными, более терпимыми. Искусство смягчает нравы, это известно. Настоящие, талантливые произведения искусства пробуждают в человеке самые лучшие чувства, и это не проходит бесследно. Происходит воспитание вкуса, формируется отвращение к пошлости, искусственности, фальши. Уже само по себе это несет большую пользу, люди учатся узнавать низкосортный суррогат, перестают относиться к нему как к чему—то нормальному, пробуют искать и находить подлинное. Человек, постигающий через стихи суть прекрасного, сам становится подлинным, настоящим, и жизнь учится видеть соответствующем образом. Это и есть самый первый этап вливания природной силы в общество — через чувство прекрасного, подлинного, настоящего, во что можно верить и что можно любить безо всяких условностей. Затем начинается следующий этап — человек начинает переосмысливать свою собственную жизнь, и жизнь общества, в котором он живёт. Человек начинает сверять то, что сумел обрести благодаря искусству, с тем, как он живёт. Это неминуемо приводит к выявлению и осмыслению существующих проблем в обществе, неприемлимым становится то, что ещё вчера воспринималось как некая данность. Если человек продолжает развиваться дальше, он становится социально активным, начинает задумываться и заботиться не только о насущных проблемах. Насущными также становятся вопросы, выходящие далеко за рамки личной жизни этого человека. Так развивается гражданское сознание, которое, в конечном итоге, оказывает прямое влияние на происходящие в стране процессы. Именно благодаря людям с развитым гражданским сознанием страна развивается и укрепляется. Так, вкратце, происходит движение природной силы через общество и его обновление, так обновляется и развивается человеческая культура в целом. Потребности чисто экономического свойства общество не меняют, не развивают его в подлинном, культурном плане, в лучшем случае они могут лишь мобилизовать общество для решения конкретных задач. Но культурный фундамент общества обновляется, развивается именно благодаря искусству, его способности отбросить второстепенное и выявить, показать подлинное, действительно важное а жизни. И не зря наиболее любимые в народе стихи — это обычно любовная лирика. Что может быть более подлинным и важным в человеческой жизни, чем любовь? Таким образом, искусство постулирует в человеческой действительности главное свойство жизни — её непрерывность, продолжение. Искусство, и поэзия в частности, является выразителем главных свойств человеческой биологии. Чувство прекрасного – это буквально ощущение самой жизни. Жизни в человеческой форме.
Можно ли писать стихи после холокоста? Можно ли вообще заниматься искусством после того, что было в XX веке? После холокоста искусство не только возможно, его не может не быть, искусство — это первоочередная необходимость постхолокостного мира. Без него мы имеем то, что имеем — нагромождение неискренности, непонимания, фальши, и усталость от всего этого. Искусство является биологическим объединителем человеческого вида, культурным изобретением, развивающим и укрепляющим социализацию человеческих обществ. Искусство развивает в человеке веру и стремление к лучшему, без которых человек не являлся бы человеком.
Мне не стыдно, что я поэт, что я занимаюсь поэзией. Это ничем не хуже любого другого занятия, любого призвания или профессии. Поэзия важна в любом обществе, в любой стране. Если эта страна гордится собой, и тем более, если считает себя великой. Великой страну делает её культура, а поэзия формирует культуру в самых высших её эшелонах. Нужно только писать хорошо, по—настоящему хорошо. Нужно быть достойным своей культуры. Это главное и единственное условие. Тогда можно с гордостью носить звание поэта, и приносить пользу своему обществу, а если повезёт с талантом и хватит понимания, то и всему человечеству, поскольку настоящая поэзия, как и настоящее искусство, всеобща и всеценна.
Поэты, верьте в себя, верьте, что то, чем вы занимаетесь, необходимо людям, приносит настоящую пользу. Это действительно так. Пишите стихи, старайтесь писать их всё лучше. И несите их людям, не бойтесь и не стесняйтесь. Если стихи плохи, вы узнаете об этом, получив справедливую оценку, и вам это поможет развиваться дальше, лучше способа для развития не существует. Если же стихи получились — вы увидите это, и получите заряд для дальнейшего движения. Поэзия должна вернуться к людям. Не столь важно, какая это поэзия, каких направлений, жанров. Она должна быть искренней, живой, и главное — она должна становиться близкой и понятной людям. Для этого поэтам в городах и сёлах нужно действовать сообща, кооперироваться, организовывать выступления в залах — любых, больших и малых: библиотеках, спортзалах, ресторанах, где угодно. И не только в помещениях, нужно собираться также и на улице! Поэзия должна выйти на улицу, на свет, на свежий воздух. Только тогда есть шанс вернуться к жизни и поэзии, и самим людям.
Свободно распространяйте этот текст, если вы любите поэзию, если вы тоже считаете, что её необходимо возрождать, что это совсем не пустяки, а по-настоящему необходимо. Вы можете не соглашаться со мной в чём-то, но если вы согласны со мной в главном — действуйте.
Возрождение поэзии — вот наша цель. Возрождайте поэзию, возрождайте себя, возрождайте нашу культуру.
Отправить другу
Пригласить друга
Полезное