Главная ⇒ Не вошедшее в рубрики ⇒ Первый прокол «пятой стихии»
Первый прокол «пятой стихии»
Автор: Александр Рубис
Как большой любитель литературных конкурсов я решил поучаствовать в Международной литературной премии «Пятая стихия» имени Игоря Царёва 2016 года. Учредителями ее были Ирина Борисовна Царева, член СП России, писатель, Вадим Петрович Могила, профессор, драматург, режиссёр театра «У Никитских ворот» Марк Григорьевич Розовский, заслуженный работник культуры РФ, директор Московского литфонда Людмила Николаевна Мережко, Международный поэтический альманах «45-я параллель», Международный литературный журнал «Зарубежные задворки» (Германия), проект «Русское безрубежье» (США), Южнорусский союз писателей (Украина), Межрегиональная общественная организация - Литературно-общественное объединение «Изба-Читальня». В составе Организационного комитета и Конкурсной комиссии, говорилось в Положении, – известные литераторы, общественные деятели, деятели культуры и искусства. Победителю, то есть занявшему первое место, обещали 30 тысяч рублей.
В общем, все выглядело довольно представительно. Меня интересовала номинация «Поэзия». Стихотворение, соответствующее теме конкурса, незамедлительно написал и отправил. Результаты мероприятия меня удивили и возмутили. Прежде чем изложить свои замечания, приведу стихотворение Юрия Бердана, которому почему-то присудили первое место.
Мираж. Фата Моргана. Круговерть
На скорости двадцать шестого кадра:
Нет ничего - начало только завтра.
Есть только бездна вод, земная твердь…
Ни горя, ни улыбок, ни азарта,
Ни пенья птиц, ни грёз в начале марта,
Нет звёзд и неба – некуда смотреть,
И рассказать про жизнь мою и смерть
Ещё не сможет местная Кассандра.
И я - никто, и звать меня никак…
Платан ещё не вырос возле дома,
И с первенцем, заснувшим на руках,
Не ждёт меня до первых звёзд мадонна.
Ни бомб, ни пуль, не тонут корабли,
Ни жути Холокоста, ни мессии,
Ни звёздных дней, ни чёрных лет России…
Ещё земную твердь не погребли
Ни доллары, ни евро, ни рубли,
Ни пепел «близнецов» и Хиросимы,
И безмятежно молодой и сильный
Ещё не задыхаюсь от любви -
Нечеловеческой, невыносимой.
Все впереди: надежда-правда-ложь,
Мгновение, что сотни жизней длилось -
На белой блузке бабушкина брошь
И девичьего лифчика стыдливость,
И первых губ застенчивая дрожь,
И губ прощальных северная стылость.
Ещё услышать той шальной весной
Звучащие из Домского органа
Бесстрастность дюн и ярость урагана,
И нежность вперемежку с сединой,
И всё, что было-не было со мной,
И всё, чему не быть. Фата Моргана.
«Мираж. Фата Моргана».
Фата Моргана – это и есть мираж. Повтор тут ни к чему.
«Мираж. Фата Моргана. Круговерть
На скорости двадцать шестого кадра:
Нет ничего - начало только завтра».
Если есть мираж, то не может быть никаких «нет ничего».
«мадонна».
Это имя, пишется с заглавной буквы.
«мессии»
Это слово, так же, как и Бог, пишется с заглавной буквы.
«Ещё земную твердь не погребли».
Скорее земная твердь погребет кого-либо, чем она сама станет погребенной (похороненной).
«близнецов».
Попробуй, догадайся, что означает это слово. В таких случаях приводят пояснения под текстом.
«Ещё не задыхаюсь от любви -
Нечеловеческой, невыносимой».
Любовь – прекраснейшее чувство, именно человеческое.
«надежда-правда-ложь».
Эти существительные разделяют запятыми.
«Мгновение, что сотни жизней длилось».
«Летят они, как пули у виска» – это вполне реально, а то, что придумал автор, – полная чепуха. Даже гипотетически мгновение не может измеряться жизнями. Можно вспоминать какое-то мгновение снова и снова, но это уже другая история.
«И девичьего лифчика стыдливость».
Чувства испытывает человек, а не лифчик!
«Мгновение, что сотни жизней длилось -
На белой блузке бабушкина брошь
И девичьего лифчика стыдливость,
И первых губ застенчивая дрожь,
И губ прощальных северная стылость».
Написано так, будто все это находится на блузке, а это, мягко говоря, нелепо.
«Ещё услышать той шальной весной».
О какой весне говорится, непонятно. В первой строфе был упомянут март, но не как основное событие, а как фрагмент, составляющая перечисления.
«Ещё услышать той шальной весной
Звучащие из Домского органа
Бесстрастность дюн и ярость урагана,
И нежность вперемежку с сединой».
Из органа ничто не звучит. ОРГАН ЗВУЧИТ, о чем-то рассказывая в музыке. И бесстрастность с сединой не звучат. Человек может УСЛЫШАТЬ О НИХ.
«было-не было».
Такое впечатление, что автор не смог определиться, было с ним все это или нет.
«Мираж. Фата Моргана. Круговерть
На скорости двадцать шестого кадра:
Нет ничего - начало только завтра».
Ритм нарушен в самом начале (ударение в слове «Фата» падает на первый слог) :
-//-- /-/-/
-/-- /- -/-/-
И только с третьей строки все переводится на четкий ямб:
-/-/-/-/-/-
Начальное заявление о том, что все это мираж, не оправдывает хаос в произведении. Это не мираж, а пьяный бред, вернее, безграмотность. Автор явно рассчитывал на эффект художественных образов, усиленный эмоциональным воздействием, но это мало, что дает, если все остальное размазалось, как пролитое варенье.
Для сравнения привожу свою работу.
МЕЖДУ ТЕНЬЮ И СВЕТОМ
Не судите меня, как судили убийц,
И не верьте словам, выражениям лиц.
Лишь с одной стороны, увязаю в грехе,
А с другой, – нахожусь в теплой, чистой реке.
Я давно между тенью и светом живу,
Никого в этот мир за собой не зову,
Потому что размыты дороги в полях,
Пусть березы красивы в глухих деревнях.
Вы проверьте сначала Фемиды весы,
Может, чаши сегодня совсем непросты.
И не надо грозить страшным Божьим судом,
Вы подумайте лучше о близком, земном!
Строк, конечно, меньше, чем в «Фата Моргане», но качество текста выше. По стилю (построение предложений), логической связности, ритму и глубине (знаниям) «Между тенью и светом» превосходит работу Бердана. Образы, метафоры, рифмы и эмоциональное воздействие в обоих стихотворениях примерно на одном уровне. Это дает основание считать, что второе произведение заслуживает первое место даже больше, чем Юрий Бердан.
Я потребовал немедленно внести коррективы в список победителей. На мое письмо ответил некто, подписавшийся Оргкомитетом: «Ваша попытка «поверить алгеброй гармонию» стихотворение победителя не может быть нами серьезно воспринята». Ну, что ж, если мой анализ недостаточно серьезен для организаторов, то что они называют серьезной попыткой? Очевидно, эффектность, а не эффективность. Странно, что писатели, профессора и заслуженные работники культуры не смогли защитить работу призера. Жюри конкурса даже никто не представил.
Складывается впечатление, что на подобных конкурсах, которые проводятся частными лицами, провозглашают победителями не тех, чей талант больше, а тех, кто понравился лично. В таком случае, зачем эти лица занимаются именно литературными мероприятиями? С таким же успехом они могли бы проводить конкурсы красоты или спортивные состязания. Там не нужно вникать в сложную художественную специфику.
Отправить другу
Пригласить друга
Полезное